Звоните:
(495) 798-20-89
Консультация врача - БЕСПЛАТНО

Главная \ Полезная информация: \ Тибетская народная медицина - история

Тибетская народная медицина - история

Происхождение

История поиска средств для поддержания здоровья столь же древняя, как человеческая цивилизация. Существует такое тибетское высказывание: " Первым заболеванием было расстройство желудка, а кипяченая вода стала первым лекарством". Известно множество народных мудростей, через которые передаются нам знания древних времен. Например, топленое масло применялось для того, чтобы прижечь рану, а кипяченая вода, для лечения расстройства желудка. Такие эмпирические знания, собирающиеся и передающиеся на протяжении многих поколений, постепенно были собраны и обрели письменную форму. Среди дошедших до нас рукописей, самым старым трактатом тибетской медицины является текст Бум Ши. Согласно канонической буддийской версии текст Бум-Ши был проповедан Буддой Шакьямуни и записан мудрецом Маносиджи в седьмом веке нашей эры.

Перевод иностранных медицинских трактатов

В 629 н.э., во время правления Сонгцен Гампо, в Тибет пришел буддизм. Царь установил политические отношения с некоторыми соседними странами и пригласил многочисленных врачей из Индии, Китая и Персии. Несколько трактатов из этих стран были переведены на тибетский язык, что стало началом медицинских текстов.

В 841 н.э. Тибетское государство пришло в убыток. В результате различных восстаний, древние документы и свидетельства культуры были потеряны. В течение этого периода, всего несколько человек смогли продолжить изучение культуры и медицинских традиций, что отрицательно сказалось на развитии и распространении буддизма - оно остановилось. Вторая волна распространения буддизма пришлась на 10 - 11 века. Учение возобновилось, когда из Кама прибыли монахи. Были построены новые монастыри и храмы, тибетский буддизм и медицинская традиция начали возрождаться.

Первая школа медицины в Тибете.

Первой школой в Тибете была медицинская школа. В 755 году Трисонг Децен был коронован королем Тибета. Кроме буддийского учения, он придавал большое значение сохранению и развитию различных наук. Благодаря ему, древние тексты тибетской культуры были адаптированы к формату буддийских и других ученых. Таким образом, культура и буддизм получили распространение в стране. В 762 году нашей эры, под эгидой того же царя, была основана первая школа тибетской медицины в области Конгпо. В первый год в школу поступило триста студентов. Весь курс обучения длился десять лет, в конце которого новые врачи получали звание в зависимости от достигнутой степени. Самое высокое звание было Бумрампа, соответствующее степени доктора, за которым следовало Рабджампа, соответствующее степени магистра, а Качупа, соответствовало степени бакалавра. Самым низким званием было Дурапа. Эти звания используются и по сей день. В то время были установлены этические основы и нормы поведения для медицинских работников: помимо мер, которые необходимо предпринять для излечения больного, должны быть так же доброжелательность и сострадание. В следующем курсе исследований приняли участие уже около тысячи студентов из всех регионов Тибета, а также из Индии, Китая и Персии. Учебник, который использовался в этой школе, - трактат Бум-ши, был прокомментирован буддийским Вайрочана и другими учеными, а его название было изменено на четыре медицинских трактата (или тантры).

Факторы, влияющие на новые традиции народной тибетской медицины

В 12-м веке нашей эры, Юток Йонтен Гонпо (1126-1202) исследовал различные переводы Четырех медицинских трактатов, сравнивая их с зарубежными медицинскими текстами. Он пересмотрел и широко расширил четыре трактата. Он написал несколько дополнений к ним, чем инициировал возобновление интереса к тибетской медицине. Позже, в 13-м веке нашей эры, тантрический адепт Угиенпа (1230-1309) путешествовал по Индии, где изучал различные методы приготовления медицинских веществ. По возвращению в Тибет он продолжил свои исследования лекарственных веществ, изучая их вкусы, эффективности и другие свойства. Он разработал метод для детоксикации ртути. Это открытие привело к использованию обезвреженной ртути в качестве важного субстрата и стало драгоценной жемчужиной в рецептах тибетской фармакопеи.

Новые лекарственные вещества были вновь добавлены к тибетской фармакопеи в начале 14-го века, Ранджунгом Дордже (1284-1339), он провел исследование лекарственных веществ и выявил около 830 новых: среди них травы, минералы (например, десять драгоценных камней), а также вещества животного происхождения. Результатом его исследований стал трактат под названием Океан названий лекарственных средств.

Школы Джангпы и Зурлунг.

В 15 веке появились две новые школы: Чан и Цура. Обе эти линий все еще ​ существуют. Они берут свое название от двух важных врачей по-своему прокомментировавших четыре медицинских трактатах . Различия в школах не значительны и обуславливаются различием климатических условий регионов, в которых два доктора идентифицировали, классифицировали и использовали растения. Так же отличаются некоторые точки тела, где выполняются прижигание и кровопускание.

Школа Чан возникла с Джангпа Намгьялом Драгсангом (1395-1475). Он родился в деревне Нгам-ринга в Западном Тибете. Основным распространителем учения и автором новых трактатов Намгьялом, был его сын, а затем Сонам ​Гьялцен и другие. Наиболее важной фигурой этой древней школы был Сангье Гьяцо (1653-1705). В Лхасе он построил медицинскую школу, где студенты получали бесплатное образование, жилье и питание. Сангье Гьяцо приглашал врачей из разных регионов Тибета. С их помощью он составил новые комментарии к четырем медицинским трактатам. Благодаря его работе, учение школы Чан распространялось и процветало.

Школа Зурлунг возникла Зерхаром Ньямнем Дорджи (1439-1475). Ньямнем Дордже родился в Южном Тибете. Он писал комментарии к разным частям четырех трактатов по медицине и тексты по различным аспектам тибетской народной медицины. Среди распространителей его учения стоит выделить его племянника Зуркава Лодро Гуелпо(1509-1585). Школа подготовила ряд хороших врачей, что способствовало распространению учения Зурлунг. Деумар Джеш Тензин Фунтсок провел детальные исследования различных видов лекарственных веществ существующих в Тибете, Индии, Китае, в районе Чан ( на границе между Тибетом и Китаем) и в других местах. Результат его исследований содержится в двух трактатах, которые он написал в 1727 году под названием Чистый кристалл пирамиды и чистый кристалл четок. В этих текстах, 2294 лекарственных веществ определяются на основе их вкуса (в том числе пост- пищеварительного вкуса), эффективности и свойств. До сих пор, эти тексты составляют основу фармакопеи и используются врачами тибетской медицины из всех регионов Тибета.

Медицинская профессия в Древнем Тибете.

В древнем Тибете, врачами были в основном монахи. Лаборатории, где они готовили лекарства и клиники, где они осматривали пациентов, как правило, были частью монастырского комплекса. На самом деле, тибетские монастыри были не только местом поклонения, где процветали духовные традиции, но фактически были университетами, где изучали различные дисциплины и практиковали медицину. В каждой части Тибета был монастырь, большой или маленький, в который больные люди могли обратиться за лечением. Само население собрало вещества, используемые для приготовления лекарственных средств.

В древние времена в Тибете было принято выдать лекарства, независимо от финансового положения пациента. Если пациент был богатым человеком, он предлагал, в качестве награды золото, серебро, лошадей и других домашних животных; если пациент был из среднего класса, он предлагал то, что он мог себе позволить. Однако, если пациент был очень беден, врач не спрашивал и не принимал никакого вознаграждения. Никто не мог умереть от того, что не имел денег на необходимые лекарства.